Сахалинский кинематографист Александр Зарчиков начал съемки фильма о последних месяцах Второй мировой войны

В январе на Сахалине началась работа над документальным фильмом о событиях последних месяцев Второй мировой войны. Проект, поддержанный Фондом президентских грантов, объединил островных кинематографистов и исследователей — краеведов, историков, дайверов.

Команде энтузиастов предстоит восстановить детали гибели советского транспорта, по ошибке потопленного американской подводной лодкой в проливе Лаперуза. События июня 1945 года и станут основой фильма «Тайна мыса Анастасия».

Руководитель проекта Александр Зарчиков рассказал о первых кадрах будущего фильма.

— Представьте, что вы находитесь на борту судна. Погода выбрана удачно, лица свежит легкий ветерок. Мерно тарахтит судовой дизель. Капитан ведет судно по зигзагообразной кривой. Метр за метром нащупывая дно, работает гидролокатор. Внимание экипажа приковано к экрану…

В этих местах в 1945 году американская подлодка атаковала паром и конвой японских кораблей. В этой же акватории пролегал один из маршрутов, по которым советские моряки доставляли в наши порты ценные грузы из Америки. Несмотря на окончание войны в Европе, программа ленд-лиза продолжала работать.

Между США и советскими дальневосточными портами ходили несколько десятков судов. Основные маршруты наших пароходов проходили через Курильские проливы, Охотское море и пролив Лаперуза.

Самым опасным был пролив у берегов Сахалина. Минное ограждение вдоль берегов, военные корабли Японии, авиация и тут же американские подлодки и крейсера. Постоянные авианалеты летающих крепостей на города японских островов. Список советских судов, погибших в годы войны в морях Дальнего Востока и северной части Тихого океана, переваливает за два десятка.

— Гидролокатор продолжает сканировать дно, и можно представить, как 75 лет назад здесь работал гидролокатор американской субмарины, запеленговавший советский мирный пароход, — продолжает Александр Зарчиков.

К сорок пятому году американские подводники добились великолепных успехов в использовании приборов подводного видения и работе торпедных взрывателей. Уже не было осечек, с легкостью определялось минное заграждение противника, и стрельба с помощью приборов по надводным целям легко велась с глубины.

На этот раз ошибка была допущена в опознании цели. Две торпеды, отправленные в борт транспорта «Трансбалт», разломили судно. Через 8 минут «Трансбалт» ушел на дно. Это случилось в июне 1945 года. 94 из 99 моряков сумели спастись на двух шлюпках и были приняты японцами в Хонто — сегодня Невельск.

Автор будущего фильма нашел личную связь с событиями того «мирного времени» 1945 года, произошедшими в трехмесячный период между победой над Германией и объявлением войны Японии.

— Я хочу восстановить маршруты нескольких судов и боевых кораблей, начавшиеся в мае сорок пятого. Сиэтл, остров Гуам, Пирл-Харбор, Япония. Океанские маршруты скрещиваются у берегов Сахалина. Хочу представить и показать этих людей, как они жили на кораблях, как работали и общались. Есть и личная причина — член экипажа погибшего «Трансбалта» поведал мне всю свою удивительную историю и раскрыл одну тайну, — продолжает режиссер.

Люди разных увлечений объединились в этом проекте. Александр Челноков всю жизнь изучает историю Сахалина, Дальнего Востока. Несколько книг о военной истории, неисчислимое количество статей. Без него не было бы идеи. Без кинематографистов Сахалина не получится фильм. Без поискового опыта съемочной группе не обойтись в морской экспедиции. Без дайверов — не увидеть и не показать. Без историков — не наделать ошибок. Без мультипликаторов — не воссоздать и не оживить картину происходящих событий. Без министерств и президентского фонда — не осилить бюджет проекта, итог которого сахалинцы увидят к концу этого года.