Адрес:
693 009, Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр.,
д. 39, корпус Б, офис 401.

Телефон/Факс:
8 (4242) 42-42-90, 8 (4242) 42-42-91
8 (4242) 42-42-95, 8 (4242) 43-42-96
Эл. почта: o.p.sakhalin@mail.ru 

Новости

Поисковое движения России: Две трагедии одного полка

Активистам регионального отделения «Поискового движения России» давно было известно, что в районе бывшего аэродрома «Матросово/Возвращение»» на заброшенном кладбище бывшего населенного пункта Возвращение есть могила летчика. Поисковику Михаилу Хашба и туристу Денису Голубкову удалось узнать, что за захоронением ухаживает один из старейших жителей села Забайкалец — Смагин Алексей Герасимович вместе со своей супругой Любовью Васильевной. О том, что на могиле летчика находится табличка с фамилией Дахно поисковики узнали от Игоря Самарина, а также из книги «Возвращение Алексея Дахно» которую выпустила Поронайская районная библиотека в 2015 году. Библиограф Волшукова Татьяна Сергеевна вплотную занялась судьбой летчика и, благодаря ее кропотливой работе, на свет появилась эта книга.

В конце мая 2018 года в рамках проектов «Дорога к Обелиску», «Небо Родины» и «Вечный полёт» активисты «Поискового движения России» отправились в с.Забайкалец и вместе с Алексеем Герасимовичем поехали на могилу летчика, чтобы привести ее в порядок. В силу своего возраста, Алексею Герасимовичу уже трудно ухаживать за захоронением, но, тем не менее, он очень сильно захотел принять участие в этом мероприятии. За несколько часов поисковики убрали траву, покрасили в несколько слоев оградку и проложили хорошо видимую тропу среди деревьев и кустов, чтобы было удобно идти к месту памяти погибшего летчика.

Благодаря архивным данным из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации удалось установить следующее:
«16.04.1959 года – произошла катастрофа самолета Як-25 м, заводской №1728. Экипаж 2-й авиаэскадрильи 368-го истребительного авиационного полка в составе: старший летчик старший лейтенант Дахно Алексей Игнатьевич и летчик‐оператор старший лейтенант Зацепин Николай Герасимович погибли в результате внезапного столкновения самолета со стаей птиц»
«В акте расследования катастрофы значится: самолет Як-25 м, №1728, выпущен 31.01.1957 г., заводом №292».
«Взлет произведен 16.04.1959, в 16 часов 43 минуты по местному времени. Через 35 минут полета, после выполнения задания экипажем, связь прекратилась. Экипаж и самолет не найдены. В ходе поиска найдены отдельные обломки деталей самолета в заливе Терпения и на берегу залива в районе п.Устье, в 16 км к востоку от г. Поронайск. На отдельных деталях – перья птиц».

Дахно Алексей Игнатьевич, старший летчик, старший лейтенант, 368-го истребительного авиационного полка, родился в 20.05.1933 года, в п.Кеслерово Краснодарского края.
Окончил 151-е военное авиационное училище летчиков в 1955 году. Поступил на службу в 665-й ИАП, затем в 368-й ИАП, после чего на 2 месяца убыл в 583 ИАП дислоцировавшийся в г. Оха и затем вернулся в 368-й ИАП.

Жена‐Изабелла Павловна, дочь Майя 1957 года рождения.

Зацепин Николай Герасимович, летчик‐оператор 368-го истребительного авиационного полка, родился 10.12.1931 года, в с.Ново‐Никольское Тамбовской области.
Окончил 151-е военное авиационное училище летчиков в 1955 году. Поступил на службу в 665-й ИАП, затем в 368-й ИАП, после чего на 2 года убыл на Курильские острова в 308-й ИАП, затем вернулся в 368-й ИАП.

Оба летчика вместе поступили в авиационное училище, вместе окончили его, вместе служили и вместе погибли…

368-й истребительный авиационный Берлинский ордена Александра Невского полк ПВО
146-й истребительной авиационной Хинганской дивизии ПВО был расформирован 23 июля 1960 года.

Алексей Герасимович Смагин рассказал поисковикам о том, что ему известно. Сам он в 90-ые годы работал на аэродроме водителем, тогда это уже была база хранения военной техники. Работая в воинской части, Алексею Герасимовичу довелось немного узнать об этом захоронении, за которым долгие годы ухаживали военнослужащие. Неравнодушные люди часто посещали место памяти военного летчика. На деревянном обелиске была фотография и фамилия летчика.

Эти таблички вместе с деревянным столбиком и нашли в 2009 году работники Поронайской библиотеки, администрации района и школьники, после чего было принято решение об установке нового памятника на захоронении. Тогда же закрепили на нем и новую табличку с фотографией, аналогичные тем, что были ранее, с тем же текстом.

Недавно активистка регионального отделения Мария Стреляева нашла дочь Алексея Дахно –Майю Алексеевну, супругу Изабеллу Павловну которые проживают в г. Ростове‐на– Дону, а также его внучатую племянницу Инну Дахно, которая проживает в г. Краснодаре. К сожалению, жена и дочь Алексея Дахно не общались с его сестрами около 30 лет и теперь, благодаря участникам «Поискового движения России» его семья вновь стала единым целым.

Супруга Алексея Игнатьевича — Изабелла Павловна прислала в адрес поисковиков трогательное письмо, в котором поделилась воспоминаниями о своем муже: «Алексей мечтал стать летчиком, поэтому из г. Краснодара, где он жил с мамой, двумя сестрами и его племянником, уехал учиться в г. Сызрань. Когда мой отец Лазарев Павел Дмитриевич (тоже летчик) говорил ему, что его специальность опасная, Алексей отвечал: «Пусть опасная, но достойная, я осуществлю свою мечту». Мой отец обещал помочь ему получить другую специальность, но Алексей отказался. После окончания учебы его послали служить в г. Одесса, затем на Сахалин в поселок Возвращение. Выйдя замуж, я поехала с ним в поселок. Затем очень короткое время мы жили в г. Оха, потом вновь в поселке Возвращение. После того, как самолет пропал без вести, мы через некоторое время уехали с Сахалина. Долгое время ничего не было известно, но затем нам сообщили, что останки были обнаружены и он похоронен на кладбище п.Возвращение»

Дочь летчика — Майя Алексеевна Елисеева (Дахно) прислала фотографии своего отца сделанные во время учебы и службы, копии его документов, а также запечатленные моменты счастливой и короткой семейной жизни. Нашлось даже несколько фотографий с похорон Алексея Дахно в поселке Возвращение.

В свою очередь, поисковики поделились с Майей Алексеевной публикациями об ее отце и фотографиями нового памятника на могиле летчика. В семье Дахно вести о давней трагедии восприняли с благодарностью, родственники долго готовили жену Алексея‐Изабеллу Павловну к новостям о беде из ее прошлого. По словам дочери летчика, ее 85-летняя мама хоть и плакала, вспоминая погибшего мужа, но выдержала и теперь на столе вдовы рядом с портретом молодого мужа стоит фотография памятника на его могиле.

В честь отца Майя назвала своего сына Алексеем и в семье как реликвия до сих пор хранится китель старшего лейтенанта, военного летчика Алексея Игнатьевича Дахно.

В письме Изабеллы Павловны также были слова благодарности, которые мы приводим полностью: «Дорогие Алексей Герасимович и Любовь Васильевна Смагины, Татьяна Сергеевна Волшукова, Олег Разумов, Игорь Богданов, батюшка Дмитрий, Павел Коньков, Нина Николаевна Ключникова, Валентина Киронда, Ольга Юн с Настей, З. Мигунова, Мария Стреляева, Артем Николаевич Бандура, поисковики Сахалина, Сергей Белов! У меня была горькая уверенность, что его трагическая смерть – это только моя и его семьи беда, горе, скорбь, мука, слезы и нестерпимая, бесконечная боль. Низкий мой поклон Вам, бескорыстным, благородным, неравнодушным участникам восстановления его могилы, установки обелиска, вахты памяти и тем, кто ухаживали за его могилой долгие годы и ухаживают сейчас. Спасибо Вам, что есть такие благородные, бескорыстные, неравнодушные к трагической судьбе молодого незнакомого летчика люди»

О летчике‐операторе Зацепине Николае Герасимовиче пока не удалось найти новой информации, кроме той, что указана в архивной справке. Возможно, и его останки также были найдены позже и он также похоронен на кладбище бывшего поселка Возвращение.

Як-25 (изделие 120, по кодификации НАТО: Flashlight — «Фонарик») — советский двухместный истребитель‐перехватчик. Экипаж – 2 человека. Использовался для перехвата нарушителей границ. Имел два турбореактивных двигателя, пушечное вооружение калибра 37 мм. Як-25 в модификации М — основная серия с РЛС РП-6 «Сокол». Выпущено 406 истребителей на заводе № 292.

Но, в этом истребительном полку ранее произошла еще одна трагедия, о которой поисковики узнали случайно и взяли полученную информацию в работу.

В декабре 2017 года к активистам «Поискового движения России» с помощью электронной почты обратился житель Украины — Игорь Яременко с просьбой уточнить место захоронения и обстоятельства гибели в августе 1950 года Леонида Музыченко. В результате расспросов стало известно, что последние письма приходили из г. Поронайска, и в них также упоминался аэродром «Матросово/Возвращение».

Родственники прислали фотографию военнослужащего. На ней молодой человек в гимнастерке, сверху надета лётная теплая куртка. Также родные предоставили фотографию с похорон Леонида, на которой один из сослуживцев был в кителе летчика, а на крышке гроба лежала фуражка. Стало ясно, что, скорее всего, погибший – военный летчик, офицер. Чуть позже, родные нашли еще одно фото и прислали его, на фотографии лейтенант ВВС Советской Армии. Это была ценная информация, ведь на аэродроме Матросово/Возвращение в те годы дислоцировался 368-й истребительный авиаполк. Сразу же был сделан запрос в архив и через некоторое время пришел ответ:
«19.08.1950 года в 22 часа 30 минут при ночных полетах по кругу потерпел катастрофу при заходе на посадку на свой аэродром самолет Як-11, в котором находились: летчик‐инструктор заместитель командира 3-й авиаэскадрильи 368 истребительного авиационного полка капитан Нестереня Яков Григорьевич, 1919 г.р., и летчик, старший лейтенант Музыченко Леонид Афанасьевич, 1920 г.р.»
«Экипаж после взлета, перед третьим разворотом доложил о выпуске шасси и запросил разрешение на посадку. Выход из 4-го разворота экипаж произвел на высоте 200 метров и на удалении 4 км от аэродрома, после чего включив фару, начал снижаться. На команды руководителя полетов о прекращении снижения, экипаж не реагировал. Самолет, снизившись до 15–18 метров, на удалении 1500 метров до начала ВПП начал задевать за вершины деревьев, в результате отбив сначала правое, затем левое крыло, и в 1200 метров от ВПП ударился о землю и сгорел. Летчик‐инструктор капитан Нестереня Яков Григорьевич в момент удара о землю, был выброшен из самолета вместе с креслом. В тяжелом состоянии был доставлен в больницу с.Леонидово. Леонид Музыченко погиб и похоронен на кладбище гарнизона Матросово».

Музыченко Леонид Афанасьевич, старший лейтенант 368-го истребительного авиационного полка. Родился 13.09.1920 г. в Киевской области, д. Дубово. Работал в г. Керчь, на коксохимическом заводе слесарем. Призвался Керченским РВК в 1940 году. Окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу летчиков в 1944 году.

С 9 октября 1944 года участвовал в Великой Отечественной войне, в составе 774-го и 518-го истребительного авиационного полка

Награжден медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и «30 лет Советской армии и флота».

Старший лейтенант с 1949 года.

Жена — Анна Андреевна и сын Евгений 1948 года рождения.

Место падения самолета Леонида Музыченко пока не найдено. В том месте, где произошла катастрофа, сейчас находятся бывшие совхозные поля, сделаны мелиорационные канавы. Кроме сельскохозяйственного мусора, во время разведки не попалось ничего. Но поисковики намерены продолжить поиск и впоследствии установить памятную табличку.

К сожалению, могилу военного летчика также пока найти не удалось, кладбище полностью заброшено и заросло деревьями. На нем лишь есть захоронение летчика Алексея Дахно.

Як-11 (по классификации НАТО: Moose – «Лось») — советский учебно‐тренировочный истребитель. Экипаж – 2 человека. Использовался для обучения курсантов в истребительных училищах. Имел один поршневой двигатель воздушного охлаждения, вооружение состояло из одного 12,7 мм синхронизированного пулемета УБС.

Аэродром Матросово был построен японцами в годы Второй мировой войны. На месте японского поселка Оки появился поселок Возвращение. Давший второе название аэродрому. На аэродроме имеется бетонная взлетно‐посадочная полоса 1200×80 метров, а также ее продолжение в виде грунтовой полосы, в данный момент заросшее мелколесьем, гравийные рулёжные дорожки. В послевоенные годы на аэродроме дислоцировался 368-й истребительный авиационный Берлинский ордена Александра Невского полк, на вооружении стояли самолеты Ла-11, Як-9, Як-11, МиГ-15 бис, МиГ-17, Як-25 м. В 50-е годы с него взлетали самолеты на войну в Корею. С него же вылетали на перехват американских самолетов‐разведчиков, один из таких вылетов в 1952 году закончился воздушным боем и гибелью американского самолета В-29. Летчики Владимир Леснов и Борис Жиряков были награждены Государственными наградами.
После расформирования полка, аэродром был передан в структуру Военно‐морского флота, и в дальнейшем использовался как запасной, а также для обучения лётчиков взлёту и посадке на грунтовые ВПП. Есть сведения, что в зимнее время на него садились самолеты Ту-16. В настоящее время аэродром заброшен, постройки разрушены.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и «Вечный полёт» на средства гранта Правительства Сахалинской области.

Автор: Пресс‐служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области

5 июля 2018 г.

комментариев нет

Ваш комментарий:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.