Адрес:
693 009, Южно-Сахалинск,
Коммунистический пр.,
д. 39, корпус Б, офис 401.

Телефон/Факс:
8 (4242) 42-42-90, 8 (4242) 42-42-91
8 (4242) 42-42-95, 8 (4242) 43-42-96
Эл. почта: o.p.sakhalin@mail.ru 

Новости

Сахалинские поисковики открыли сезон

Активисты «Поискового движения России» открыли поисковый сезон выездом в Макаровский район. Все праздничные выходные дни они работали на местах крушений военных самолетов.

В конце 2016 года, благодаря жителям Макаровского района было обследовано место гибели бомбардировщика Ту-2, в районе урочища Марково. Тогда были обнаружены штурвал, храповик от двигателя АШ-82фн, парашютные пряжки. По найденным фрагментам самолета было установлено — это фронтовой бомбардировщик Ту-2 и что как минимум один член экипажа погиб. Работы продолжились в 2017 году, тогда были обнаружены вытяжное кольцо парашюта и штурманские часы, но номер самолета и номера двигателей найдены не были, только различные мелкие фрагменты боевой машины, разбросанные на большой площади, что не давало возможности сделать запрос в архив.

«В начале 2018 года, на администрацию города Макарова вышел Клавдорский Лев Васильевич с просьбой отыскать захоронение брата, летчика погибшего в районе поселка О‐Утори. Администрация района вышла на историка‐краеведа Вишневского Николая Васильевича, а он в свою очередь связался с нами. Таким образом, удалось установить данные командира самолета Ту-2, им оказался Клавдорский Георгий Васильевич. По словам Льва Васильевича, присланной им копии извещения о смерти, а также справке из ЦАМО РФ погибший экипаж похоронили севернее японского поселка О‐Утори» — рассказывает руководитель регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

Благодаря коллегам‐поисковикам из Вологодской области работавших в марте в ЦАМО РФ, удалось установить данные всего экипажа:

Экипаж самолёта 3 АЭ 132 ДБАП, погиб при выполнении служебных обязанностей 04.06.1946 г.

Командир корабля — старший лейтенант Клавдорский Георгий Васильевич 1923 г.р.

Штурман — лейтенант Усольцев Алексей Борисович 1922 г.р.

Стрелок‐радист — младший сержант Харлаенко Федор Зотович 1923 г.р.

Воздушный стрелок — младший сержант Кукурцев Лев Александрович 1925 г.р.

В первый выезд, после длинного межсезонья отправился и Николай Васильевич Вишневский, чтобы принять участие в поисковых работах. В результате поисков на месте катастрофы, снова были обнаружены парашютные пряжки, а также элементы бронирования самолета, разорванные гильзы пушки ШВАК и рукоятка от ракетницы ОСШ-42. Ранее, были найдены только гильзы к авиационному пулемету УБ, калибра 12,7 мм, в этот раз еще и пушечные боеприпасы.

«Исследование предполагаемого места захоронения экипажа, а также опрос жителей г. Макарова и с.Новое, результатов не принесли. Многие помнят обелиск со звездой на крутом берегу, но сейчас береговую террасу сильно подмыло море. Рельеф местности значительно поменялся за прошедшие годы, и установить точное место захоронения экипажа не представляется возможным» с сожалением говорит активист «Поискового движения России» Алексей Охрименко.

После полного схода снега, на месте гибели экипажа будет установлена памятная табличка.

Клавдорский Георгий Васильевич был представлен к награде Орден Красной Звезды, но из‐за ошибки в наградном листе и приказе, ее не получил. Тот, кто оформлял документы ошибся в имени и отчестве, указав Василий Михайлович Клавдорский.

Но одной работой по самолету Ту-2, поисковики не ограничились. Так как выходные выдались длинные, решено было найти место падения истребителя, в районе с.Новое.

Благодаря учителю школы села Новое Лут Наталье Борисовне, удалось пообщаться со старожилами села, от которых удалось узнать много полезной информации. Так, благодаря Ковалец Николаю Ивановичу было с точностью до нескольких десятков метров установлено место падения самолета, который потерпел катастрофу в 50-х годах. В результате недолгой разведки, в еще заснеженном лесу были обнаружены фрагменты обшивки самолета, а затем и воронка в болотистом месте, рядом с которой лежали передняя стойка шасси и фрагмент консоли крыла самолета МиГ-15. В самой воронке ещё лед, поэтому исследовать её не удалось.

С большой долей вероятности, это место катастрофы истребителя МиГ-15 бис лейтенанта Кашина Ильи Леонтьевича, 1933 г.р., который погиб 09.10.1956 г. в 22 км южнее аэродрома Гастелло при отработке техники пилотирования на малой высоте. По сведениям очевидцев, его самолёт с высоты 500–600 метров с большим углом пикирования ударился о землю и взорвался.

Кашин И.Л. похоронен в п.Гастелло.

Когда окончательно растает снег и лёд, поисковики намерены вернуться на это место для поиска номера самолёта, чтобы сопоставить имеющиеся данные и впоследствии установить памятную табличку.

Часть находок, обнаруженных в этот полевой выезд была передана в краеведческий музей г. Макарова, поисковики намерены открыть там экспозицию, посвященную военным летчикам погибшим на территории района.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства гранта Правительства Сахалинской области.

Автор: Пресс‐служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области

4 мая 2018 г.

комментариев нет

Ваш комментарий:

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.